«Педагогическая поддержка»: понятие,
принципы, виды.
В традиционной системе
воспитания реакция педагогов на проблемы школьников имеет, в основном, стихийный,
ситуативный характер. Учителя реагируют только на внешне проявляющиеся действия
и поступки учеников и выступают, как правило, в роли «скорой помощи»: наказание
драчунов, наставления по поводу внешнего вида, манер, вызов родителей, жалобы классному
руководителю и т.д.
Мотивы учителя, на первый взгляд, вполне
благородны и обоснованы: забота о жизни и здоровье ребенка, желание научить его
общаться, получать знании – сделать все, чтобы из учащегося получился Человек.
Но форма помощи при этом не всегда адекватна намерениям, и часто выливается в
назидание, приказ, угрозу, что может вызвать лишь ответную грубость,
неподчинение или лень, апатию.
Помощь, проявляющаяся
как вмешательство, исключает активное участие другого субъекта взаимодействия
(ребенка) и потому непродуктивна. Внутренний конфликт, душевная рана, вызвавшие
к жизни то или иное детское ЧП, как правило, игнорируются педагогом. В
результате у ребенка возникает потребность защититься от учителя,
приспособиться к ситуации.
Вот
почему педагогическая система, ориентированная на ребенка, имеет дело не только
с внешними проявлениями, но и с его внутренними мотивами,
устремлениями, потребностями. И
задача педагога состоит в нахождении средств и способов, позволяющих
ребенку раскрыть личностный потенциал, а для этого понять проблемы ребенка, не
навязывая ему свое их видение.
Можно отметить одновременное появление понятия
«социальная поддержка», «психологическая поддержка», «педагогическая
поддержка», «социально-педагогическая поддержка».
Значение понятия «поддержка»:
1)
помочь другому обрести уверенность;
2)
подкрепить то положительное, что есть в личности;
3)
удержать от того, что мешает развитию.
В контексте
компетентностного подхода в образовании под педагогической поддержкой понимается
деятельность
педагогов по оказанию превентивной
и оперативной помощи детям в решении их индивидуальных проблем,
связанных с физическим и психическим здоровьем, общением, с успешным
продвижение в обучении, с жизненным и
профессиональным самоопределением.
Что
включает в себя «педагогическая поддержка»?
·
изучение среды, в которой находится
ребенок;
·
выявление позитивных и негативных
факторов, влияющих на жизнедеятельность детей;
·
выявление педагогических проблем
ребенка, с которыми он не может справиться самостоятельно;
·
установление с ним договорных отношений;
·
привлечение к решению проблемы
преподавателей и других специалистов;
·
консультирование преподавателей и других
лиц, взаимодействующих с ребенком;
·
совместный анализ результатов решения
возникшей педагогической проблемы. Цель педагогической
поддержки - помощь детям в конструировании их
автономного внутреннего мира. ПП нужна для того, чтобы учебно-воспитательный
процесс носил личностно-ориентированный характер. При осуществлении ПП главным
предметом деятельности ребенка и взрослого является ПРОБЛЕМА УЧЕНИКА. Ребенок
должен учиться не просто спонтанно действовать в ситуации проблемы, а размышлять.
Понятие «поддержка» введено в педагогику в 1995
году членом-корреспондентом Российской академии образования Олегом Семеновичем Газманом и получило развитие в работах других ученых,
которыми были определены основные механизмы, виды, способы и условия оказания
поддержки субъектам образовательного процесса.
Рассматривая термин «поддержка», И. Б. Котова акцентирует внимание на глубинном смысле
педагогической и психологической поддержки. Ее сущность состоит в сложных
преобразованиях, затрагивающих его личность. Развивающаяся личность нуждается в
понимании, принятии, особых стратегиях и тактиках воспитания, в вооружении
механизмами и способами саморазвития.
А. Т. Анохина
отмечает, что смысл поддержки заключается в том, что помогать можно лишь тому,
что уже имеется в наличии, но на недостаточном уровне.
Л. А. Петровская
понимает поддержку как сложное образование, которое субъективно воспринимается
как переживание положительно окрашенного чувства уверенности в себе,
собственной нужности, возникающая при сопереживании и получении помощи.
В зарубежной
школе встречаются различные модели деятельности взрослых в системе поддержки:
тьютор, школьный советник, советник по карьере, педагог-консультант, лечебный
педагог, советник-консультант, школьный социальный работник.
В Великобритании
широко используется развивающая модель: оказание помощи в принятии решения и разрешении проблемы.
В Финляндии
особое внимание уделяется старшеклассникам и тем, кто оканчивает
образовательное учреждение.
В США
– педагогическое консультирование, создание благоприятной экологии
образовательной среды.
в Англии
– опекунство, курс социально-личностного
образования.
в Голландии
– система сопровождения профессиональной
карьеры.
Реализация концепции
педагогической поддержки, разработанная под руководством О. С. Газмана, возможна в том случае, если основу профессиональной
позиции учителя составляют следующие нормы педагогического взаимодействия:
·
любовь к ребенку, безусловное принятие
его как личности, душевная теплота, отзывчивость, умение видеть и слышать,
сопереживать, милосердие, терпимость и терпение, умение прощать;
·
применение диалоговых форм общения с
детьми, умение говорить по-товарищески, слушать, слышать и услышать;
·
уважение достоинства ребенка, вера в
миссию каждого ребенка, понимание его интересов, ожиданий и устремлений;
·
ожидание успеха в решении проблемы,
готовность оказать содействие и прямую помощь при решении проблемы, отказ от
субъективных оценок и выводов;
·
признание права ребенка на свободу
поступка, выбора, самовыражения;
·
поощрение и одобрение самостоятельности,
независимости и уверенности в сильных
сторонах ребенка; признание равноправия ребенка в диалоге и решении собственной
проблемы;
·
умение быть товарищем для ребенка,
готовность и способность быть на стороне ребенка;
·
собственный самоанализ, постоянный
самоконтроль и способность изменить позицию и самооценку.
Обеспечение педагогической
поддержки учащегося возможно тогда, когда в качестве принципов педагогического взаимодействия педагог избирает
следующие:
- согласие ребенка на помощь и поддержку; опора на наличные силы и потенциальные
возможности личности учащегося; вера в эти возможность;
- ориентация на способность ребенка
самостоятельно преодолевать препятствия;
- сотрудничество (т.е. учитель помогает
осознать суть проблемы, предлагает свою помощь в поисках ее решения или
оказывает косвенное влияние на самостоятельные действия ученика);
- конфиденциальность;
- доброжелательность и безоценочность
(учитель не сравнивает действия ребенка с
действиями других учеников, а пытается понять и услышать голос каждого
школьника, причины его трудностей и проблем).
- безопасность, защита здоровья, прав,
человеческого достоинства
(учитель
в любых обстоятельствах держит сторону ребенка. Даже когда тот нарушает
общепринятые нормы, воспитатель ищет возможности смягчить наказание, имея в
виду, что ребенок более, чем взрослый, имеет право на ошибку);
- реализация принципа "не
навреди";
- рефлексивно-аналитический подход к
процессу и результату.
Педагогическая
поддержка оказывается как по запросу ребенка, так и в том
случае, если учитель видит, что ученик может справиться с ситуацией сам, но не
уверен в своих силах или же в «правильности» выбора.
Виды
педагогической поддержки:
- по степени участия взрослого выделяют непосредственную и опосредованную
поддержку:
непосредственная
поддержка практикуются педагогом в процессе его разговора с учеником.
Характерной особенностью этого подвида является отсутствие в речи учителя фраз,
содержащих подтекст, и его обращенность к конкретному ребенку, а не к классу в
целом.
опосредованная поддержка
осуществляется педагогом с помощью сказок, былин, во время сказанных пословиц
или поговорок, напетой фразы из песни… Это способ натолкнуть ребенка на
самостоятельное разрешение проблемы, не обидев его при этом нравоучениями и не
навязывая свое мнение. Для данного вида характерно обращение к группе детей в
целом.
- по времени оказания: опережающую, своевременную, предупреждающее
последействие:
Суть
опережающей поддержки
состоит в том, ученики получают от педагога повод для наблюдений еще до того,
как у них возникла проблема. И в тот момент, когда в его реальной жизни возник
затруднительный момент, он уже обладает набором методов и приемов
благополучного его разрешения. Целью
является создание ориентационно-ролевых ситуаций, проживание которых помогает
ребятам выработать индивидуальные стратегии поведения в проблеме. Своевременная
поддержка осуществляются непосредственно в момент возникшей потребности
ученика. Характерной особенностью этого вида является вопросно-ответная форма
обращенности к конкретному ребенку и, при экстренной необходимости, привлечение
специалистов в той или иной области (психолога, социального педагога, медика,
представителей правоохранительных структур). Его целью является создание
условий для ребенка, при которых он самостоятельно или же с помощью
специалистов разрешает проблему, доминирующую для него в данный момент времени.
Поддержка, предупреждающая последействие
оказывается после того, как в жизни человека произошло событие, способное
породить проблему. Имеет своей целью нивелировать первоначальный стресс и снять
напряженность для того, чтобы ученик смог адекватно рассмотреть создавшуюся
ситуацию и предупредить возникновение и развитие возможных последствий. - по длительности: единовременную, пролонгированную, дискретную:
единовременная
поддержка оказываются в том случае, когда педагог уверен, что
ребенок способен сам справиться с проблемой, и ему нужен только первоначальный
импульс. Характерной его особенностью является использование педагогов не
только вербальных способов общения, но и невербальных (мимика, жесты). Целью
общения со стороны педагога является пробуждение внутренних резервов ребенка,
вселение в него уверенности в собственных силах.
Пролонгированная поддержка используются педагогом в том
случае, когда ребенок длительное время не может самостоятельно справиться с
проблемой, несмотря на практически
ежедневные обращения к педагогу. Характерной особенностью является серия встреч
педагога и ребенка. Основная цель – вселить в ребенка уверенность, что в любое
время он может найти поддержку и помочь сформировать позитивное отношение к
действительности.
Дискретная
поддержка уместна время от времени, тогда, когда педагог
видит необходимость тактично корректировать развитие ситуации. В этом случае
педагогом используются разнообразные типы педагогической деятельности и их
сочетания, определяемые характером затруднений, испытываемых учеником в работе
и общении. Вариативность, многообразие их приемов зависят от профессионализма
педагога, его искренней заинтересованности в судьбе каждого ребенка.
В основу педагогической
поддержки может быть положен новый для российской педагогики метод – индивидуальное педагогическое
консультирование. Суть его сводится к тому, чтобы уберегать или
облегчать процесс преодоления препятствий, трудностей и проблем, мешающих
жизненной успешности. Педагог-консультант не решает проблему за ребенка, а лишь
помогает ему сделать адекватный выбор из представленных разных вариантов
решения проблемы и поддерживает самостоятельные действия ребенка в
осуществлении его личного выбора.
|