Персональный сайт
Покачаловой Марины Михайловны
КГБОУ "Бийская общеобразовательная
школа-интернат № 2 " г.Бийска Алтайского края

Суббота, 18.05.2024, 06:59

Приветствую Вас Гость

Главная » Файлы » Мои файлы

Статья Создание условий для социальной адаптации детей с выраженными нарушениями интеллекта
23.09.2015, 13:44
Гуманистические и демократические тенденции в развитии специального образования в нашей стране нашли выражение в совершенствовании помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, в том числе и детям с выраженными интеллектуальными нарушениями. В крупных региональных центрах (Москва, Санкт-Петербург, Красноярск и др.) существуют научные учреждения и специальные Центры, оказывающие помощь данной категории детей [1]. Но в Алтайском крае эта проблема стоит особенно остро. На основании Типового положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии и инструктивного письма Министерства образования РФ от 26.12.2000г., с 01.09.2004 года на базе нашего учреждения был открыт класс для детей с глубокой умственной отсталостью. По результатам обследований и наблюдений на начало обучения у всех детей отмечалось выраженное недоразвитие двигательной сферы, особенно затруднены тонкие дифференцированные движения пальцев рук, грубо нарушены все когнитивные функции. Нарушения речи носят системный характер. Речь 4 детей была малопонятна для окружающих (выражена в виде отдельных слов, структурно нарушенных, коротких аграмматичных фраз), двое детей были безречевыми (общались жестами, произносили нечленораздельные звуки или звукосочетания). Лишь двое ребят частично владели элементарными санитарно-гигиеническими навыками и могли обслуживать себя. Учащиеся требовали постоянного внимания и помощи со стороны взрослых. Исходя из вышеперечисленных особенностей, были сформулированы цель и основные задачи работы с детьми данной категории. Цель: создание условий для всестороннего развития личности каждого ребенка, имеющего выраженные нарушения интеллектуального развития, а в конечном итоге – их социальная адаптация. Задачи: - развивать все психические функции и познавательную деятельность в процессе обучения; - формировать адекватное поведение; - развивать положительную эмоциональную контактность, коммуникативные навыки; - формировать элементарные навыки самообслуживания; - развивать мелкую и общую моторику, корригировать недостатки двигательной сферы, укреплять физическое здоровье; - осуществлять подготовку к овладению посильными видами труда; - воспитывать бытовую ориентацию, элементарную самостоятельность, способствовать социальной адаптации и интеграции в общество. В течение всего периода коррекционной работы велось психолого-медико-педагогическое сопровождение развития каждого ребенка. В конце каждого учебного года педагоги результаты заносили в карту наблюдений. Переход с уровня на уровень свидетельствует о качественном скачке в развитии ребенка. Основываясь на исследованиях ведущих специалистов в области специального образования лиц с интеллектуальными нарушениями [1], главный акцент в учебно-воспитательном процессе был сделан на овладение детьми навыками самообслуживания, формирование навыков общения, трудовое воспитание в постоянной продуктивной деятельности. Трудовое обучение детей с выраженными интеллектуальными нарушениями складывается из этапов: 1-4 классы - предметно-практическая деятельность, ручной труд, конструирование; 5-9 классы – трудовое обучение в производственных мастерских. На протяжении всех лет обучения программой предусмотрены специальные занятия хозяйственно-бытовым трудом (в 1-4 классах по 2 часа, в 5-9 – по 3 часа в неделю). На первых порах обучения большая роль отводится привитию навыков самообслуживания и санитарно-гигиенических навыков. С 5 класса идут занятия по бытовому труду: уборка жилых помещений, уход за мебелью, одеждой, обувью и т.п. С 4 по 9 класс вводятся уроки бытовой ориентации (по 2 часа в неделю), на которых учащиеся знакомятся с видами и назначением различных общественных организаций (аптеки, больницы, магазины, мастерские и др.), совершенствуют бытовые навыки (уборка жилого помещения, приготовление пищи и т.п.). Для данной группы учащихся в нашем учреждении трудовое обучение осуществляется в мастерских по двум профилям: «швейное дело» и «уборщик служебных помещений, дворник». Весь учебно-воспитательный процесс с детьми, имеющими выраженные интеллектуальные нарушения, строится на основе наглядности и практической деятельности с реальными предметами, которые являются ведущими средствами обучения данной категории детей. В начальном звене все уроки и занятия проводились в игровой форме с частой сменой видов деятельности. В настоящее время (девятый год обучения) большинству учащихся класса предлагаются задания для самостоятельной работы, в практической деятельности закрепляются формируемые умения и навыки. По истечении девяти лет целенаправленного специального коррекционно-развивающего обучения детей с выраженными нарушениями интеллектуального развития можно отметить значительные положительные результаты в развитии их личностных качеств и познавательной деятельности. Поведение всех учащихся стало упорядоченным, они подчиняются принятым правилам и нормам поведения в обществе, адекватно ведут себя в различных учебных и бытовых ситуациях, самостоятельно добираются из дома до школы и обратно. На более высокий уровень поднялись коммуникативные навыки: под-ростки владеют навыками пользования телефонами, компьютером, обмениваются информацией в социальных сетях, могут поддержать беседу со сверстником или взрослым. У всех учащихся класса сформированы навыки чтения и письма. Они умеют самостоятельно читать тексты разных жанров, отвечать на вопросы, передавать содержание прочитанного, высказывать свое отношение к поступкам героев. Все учащиеся научились писать свое имя и фамилию, домашний адрес, короткие письма. Навык счета в пределах тысячи сформирован у всех учащихся. Арифметические действия большинство выполняет на наглядном материале. Подростки умеют обращаться с деньгами различного достоинства, часто самостоятельно совершают покупки. Основными трудовыми навыками с учетом индивидуальных возможностей владеют все дети. Учащиеся одной подгруппы на уроках швейного дела учатся вышивать, работать за швейной машиной. Учащиеся второй подгруппы приобретают навыки практической работы уборщика и дворника: они делают влажную уборку помещений школы, ухаживают за комнатными растениями, убирают территорию школьного двора. Конечно, долгое время заниматься одним и тем же видом деятельности дети не могут, у многих к тому же крайне слабое соматическое состояние. Но все-таки, хочется отметить, что потенциальные возможности детей с выраженными интеллектуальными нарушениями довольно значительны и любой ребенок, глубоко умственно отсталый или с комплексными нарушениями, должен быть оптимально развитой личностью, способной к адекватному вхождению в общественную среду. В нашем регионе, к сожалению, главные проблемы в социализации детей, имеющих выраженные интеллектуальные нарушения, так и остаются нерешенными: 1. Для данной категории детей нет специальных дошкольных учреждений. 2. Остро встает вопрос дальнейшего профессионального обучения и трудоустройства выпускников в специально созданных (защищенных) условиях. Литература: 1. Маллер, А.Р., Цикото, Г.В. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью Текст: / А.Р.Маллер, Г.В. Цикото. - М.: Издательский центр «Академия», 2003.- 208 с.
Категория: Мои файлы | Добавил: colonel
Просмотров: 582 | Загрузок: 0 | Комментарии: 7 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: