«Личностно-ориентированный
подход в образовательном процессе специальной (коррекционной) школы»
Осуществление
личностно-ориентированного
подхода в коррекционной школе.
Перед
каждым творчески работающим педагогом, где бы и с какой категорией учащихся он
ни работал (в нашем случае в системе специального образования), непременно
возникает множество проблем, над решением которых он порой трудится всю свою
педагогическую жизнь. К таким проблемам относятся, ключевые (особенно для
коррекционных школ), а именно: - как обеспечить УСПЕШНОСТЬ каждого воспитанника
в обучении; - как сохранить и укрепить ЗДОРОВЬЕ ребенка при организации его
учебно-воспитательной деятельности; - каким образом обеспечить не механическое
усвоение суммы знаний, а прежде всего приобретение каждым воспитанником СОЦИАЛЬНОГО
ОПЫТА.
Успешное
решение всех этих задач и проблем невозможно без обращения к личности
воспитанника. Но есть вопрос вопросов: «Как работать со всем классом, со
всей группой и одновременно с каждым,
ориентируясь на личность конкретного ученика, и добиваться поставленных целей?".
Сейчас
существует множество современных педагогических технологий,
учебно-воспитательный процесс стал более гибким по целям и задачам, есть
возможность применять технические средства, но всё же, далеко не всегда можно
считать, что педагог применяет в своей работе личностно ориентированный подход.
Нередко
под личностно-ориентированным подходом понимают гуманное, уважительное
отношение к ученику, видя задачу педагога, прежде всего в том, чтобы создать
эмоционально положительный настрой класса на работу. Бывает, учитель не ставит
плохой отметки, даже если ответ ученика того заслуживает. Стараясь помочь
слабым учащимся, учитель и воспитатель закрывает глаза на проявление
недисциплинированности, использует разнообразные развлекающие моменты. Широко
используются методы и приёмы с увлечением, развлечением, насыщенные
самостоятельными творческими заданиями. Все это, безусловно, делает
учебно-воспитательный процесс более интересным, привлекательным, более
результативным, но еще не дает основания считать его личностно-ориентированным.
Модель
личностно-ориентированного обучения и воспитания составляет:
·
разноуровневый
подход — ориентация на разный уровень сложности программного материала,
доступного ученику;
·
дифференцированный
подход — выделение групп детей на основе внешней (точнее, смешанной)
дифференциации: по знаниям, способностям, типу образовательного учреждения;
·
индивидуальный
подход — распределение детей по однородным группам: успеваемости, способностям,
социальной (профессиональной) направленности;
·
субъектно-личностный
подход — отношение к каждому ребёнку как к уникальности, несхожести,
неповторимости.
Основным
принципом разработки личностно-ориентированной системы обучения и воспитания
является признание индивидуальности ученика, создание необходимых и достаточных
условий для его развития. Личностно ориентированное обучение и воспитание, в
современной системе образования рассматривается как современная педагогическая
технология.
Чтобы
индивидуально работать с каждым учеником, учитывая его психологические
особенности, необходимо по-иному строить учебно-воспитательный процесс.
Существует ряд требований к разработке дидактического обеспечения и организации
развивающей среды.
В
личностно-ориентированном образовании ученик — главное действующее лицо всего
образовательного процесса. Педагог становится не столько «источником
информации» и «контролером», сколько диагностом и помощником в развитии
личности ученика.
Педагоги
личностно-ориентированной коррекционной школы должны уметь:
·
строить
работу по выявлению индивидуальных особенностей детей, использовать его при
сообщении, закреплении, проверке знаний.
·
гибко
и вариативно предлагать материал в
зависимости от разных ситуаций, возникающих на уроке или занятии;
·
разнообразить
дидактический материал с учетом индивидуальной избирательности учащихся к
содержанию, виду и форме программного материала.
·
давать
позитивную оценку познавательных усилий ученика, независимо от его
успеваемости; организовывать и проводить на уроке диалог, включая по
возможности всех учеников, независимо от их готовности к уроку.
Главное, что
должно характеризовать работу педагога – профессиональное мастерство, любовь,
уважение ко всем без исключения детям. Именно любовь и уважение характеризует
личностно-ориентированный подход в развитии личности ребенка в процессе
обучения в школе.
Личностный подход является ведущим в
организации учебно-воспитательного процесса. В отличие от индивидуального
подхода он требует знания структуры личности и ее элементов, их связи как между
собой, так и целостной личностью. В связи с этим следует выделить идею
личностного подхода, суть которой в том, что в школу приходят не просто
ученики, а ученики-личности со своим миром чувств и переживаний. Это и следует
в первую очередь учитывать учителю в своей работе.
Он
должен знать и использовать такие приемы, в которых каждый ученик чувствует
себя личностью, ощущает внимание учителя только к нему, он уважаем, никто не
может его оскорбить. Все ученики защищены в своем классе и в совей школе.
Вместе с тем не только теория, но и современная школьная практика доказывают,
что личностный подход реализуется при наличии гуманной системы воспитания.
В
заключении, хочется пожелать педагогам при организации образовательной и
развивающей среды для воспитанников с отклонениями в развитии применять
личностно ориентированный подход как основную технологию обучения, воспитания и
коррекции.
|