«Использование возможностей ИКТ как средство
повышения мотивации к учебной деятельности у детей с ОВЗ» В условиях модернизации
российского образования проблема эффективного использования ИКТ в преподавании
школьных дисциплин представляется весьма актуальной и выделяется в качестве
одного из приоритетов. За последние 10 лет произошло коренное изменение роли и
места персональных компьютеров и информационных технологий в жизни общества.
Владение информационными технологиями ставится в современном мире в один ряд с
такими качествами, как умение читать и писать. Человек, умело, эффективно
владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления,
принципиально иначе подходит к оценке возникшей проблемы, к организации своей
деятельности.
Когда компьютер стали использоваться в образовании появился термин «новые
информационные технологии» (НИТ). Если при этом используются телекоммуникации,
то появляется термин «информационно-коммуникационные технологии» - ИКТ.
Учителя, работающие в начальных классах, прекрасно знают, что наиболее
эффективными средствами включения ребёнка в учебный процесс являются:
- знание психо-физических особенностей детей класса;
- игровая деятельность;
- создание положительных эмоциональных ситуаций;
- опора на разные виды восприятия (тактильное, слуховое, зрительное).
Применение ИКТ в начальных классах общеобразовательных школ:
- расширяет возможность самостоятельной деятельности;
- формирует навык исследовательской деятельности;
- обеспечивает доступ к различным справочным системам, электронным
библиотекам, другим информационным ресурсам;
- а в общем, СПОСОБСТВУЕТ ПОВЫШЕНИЮ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ.
В учреждениях для учащихся с ОВЗ такие задачи явно не
смогут реализоваться, но то, что применение ИКТ поможет усилить положительную
мотивацию обучения и способствовать активизации познавательной деятельности
обучающихся – это неоспоримый факт.
Использование ИКТ также позволяет проводить уроки:
- на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (анимация, музыка)
- обеспечивает наглядность;
- привлекает большое количество дидактического материала;
- обеспечивает высокую степень дифференциации обучения;
- учащиеся учатся навыкам контроля и самоконтроля.
- позволяет вести обучение в зоне
ближайшего развития
- создает благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и
учащихся и их сотрудничества в учебном процессе.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ПРЕЗЕНТАЦИЙ НА УРОКАХ В
НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ сочетает в себе много компонентов, необходимых для успешного
обучения школьников. Это и телевизионное изображение, и анимация, и звук, и
графика. Анализ таких занятий показал, что познавательная мотивация
увеличивается, облегчается овладение сложным материалом. Экран притягивает
внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с классом.
Естественно, что это значительно повышает требования к квалификации
преподавателя. Он должен обладать необходимым уровнем знания компьютерной
техники и владеть навыками работы с программным обеспечением. Важным условием
проведения учебных занятий является наличие специализированного помещения,
оснащенного компьютерной техникой и современными средствами публичной
демонстрации визуального и звукового учебного материала.
РЕКОМЕНДАЦИИ К
ОФОРМЛЕНИЮ ПРЕЗЕНТАЦИЙ:
- Не загромождайте
отдельный слайд большим количеством информации!
- На каждом слайде
должно быть не более двух картинок.
- Размер шрифта на
слайде должен быть не менее 24-28 пунктов.
- Анимация возможна
один раз в течение 5 минут (в нач. школе).
- Вся презентация
должна быть выдержана в одном стиле (одинаковое оформление всех слайдов: фон,
название, размер, шрифт, начертание шрифта, цвет и толщина различных линий и
т.п.).
Требования,
предъявляемые к учителю, работающему с применением ИКТ
- Владеть основами работы
на компьютере.
- Иметь навыки работы с
мультимедийными программами.
- Владеть основами работы
в Интернет.
Именно информационные
технологии, являясь универсальными средствами обучения, позволяют не только
формировать у учащихся знания, умения и навыки, но и развивать личность
ребёнка. Образность отображения тех или иных явлений и процессов в памяти
обучаемого обогащает восприятие учебного материала, способствует его наилучшему
пониманию.
|