Виды работ с текстом на уроках
чтения и развития речи
(мастер-класс)
1. Чтение
отрывка или предложения к рисунку.
(Можно использовать иллюстрации не
только, данные в учебнике, но и нарисованные специально к изучаемому
произведению)
2. Чтение
самого красивого места в рассказе (или стихотворении): фраза, предложение или
отрывок)
Можно спросить:
– Чем понравился тебе этот отрывок?
3. Чтение
отрывка, к которому можно подобрать пословицу (пословицы могут быть заранее
напечатаны и розданы учащимся – тогда получится индивидуальная работа).
4. Нахождение
предложения или отрывка, отражающего главную мысль рассказа.
5. Чтение
по цепочке текста, постановка вопроса к прочитанному предложению.
6. Нахождение
в тексте предложения или отрывка, который мог бы прочитать вот этот человечек (лица
с разными эмоциями).
7. Нахождение
и чтение образных слов, описаний.
8. Вычленение из текста предложений по заданной
схеме:
Например, ____ _______ _______ и ______
________ __________ .
______ ________ ________ ,потому что
________ _________ _________.
9. Нахождение
в тексте существительных, прилагательных, глаголов (или слов, обозначающих
предметы, признаки и действия).
10.
Нахождение в рассказе самого длинного слова
или предложения (развитие анилитико-синтетической деятельности).
11.
Нахождение и чтение словосочетаний (сущ. +
прилаг.; сущ. + гл.; местоим. + гл.; и другие. Можно и наоборот (прилаг. +
сущ.; гл. + сущ. И т.п.)
12.
Составление и чтение новых или трудночитаемых
слов (на этапе словарной работы) из «осколочных частей» (сначала слово
составляется и прочитывается по слогам,
а потом целиком).
13.
Использование «зашифрованных» заголовков:
- чтение заголовка справа-налево: УСЕЛ В АМИЗ;
- угадать название, используя шифр (показать
пример);
- составить заголовок из слов (один как играл с
мальчик палкой)
Подбор другого заголовка к тексту.
14.
Использование тестов, кроссвордов,
занимательных заданий.
Большинство из
используемых заданий не только помогает понять смысл произведения, но и
развивает когнитивные функции, способствует мотивации к такому «нелюбимому»
действию, как ЧТЕНИЕ.
Виды работ с текстом
на примере рассказа Ю. Качаева
«Грабитель»
(6 класс, авторы-составители: И.М.
Бгажнокова, Е.С. Погостина, с. 9)
1.
Чтение отрывка или предложения к рисунку
(Двумя лапами он разодрал колоду…)
2. Чтение
самого красивого места в рассказе: (мне
понравилось: На самых высоких тасхылах лежит голубой нетронутый снег. –летом
снег)
3. Чтение
отрывка, к которому можно подобрать пословицу:
Пословица:
Как потопаешь, так и полопаешь.
Отрывок:
Хлопотунья-птица целый месяц запасала орехи…
Можно
еще – пословица: На чужой каравай рот не разевай.
Отрывок:
Я не выдержал и поднял ружье. – Эй, ты, бандит! А ну улепетывай отсюда!...
4. Чтение
по цепочке текста, постановка вопроса к прочитанному предложению.
-
Какое стоит лето? Какого размера были папоротники? Что росло на выжженных полянах?
И т.п.
5. Нахождение
в тексте предложения или отрывка, который мог бы прочитать вот этот человечек:
Грусть:
Бурундук сидел рядом на ветке и грустными глазами глядел на разбойника. Мне
кажется, он даже плакал.
Радость:
Грабитель заворчал и неохотно пошел в чащу…
6. Нахождение
и чтение образных слов, описаний, сравнений.
Звук
был такой, будто он ударил по пустой бочке.
Описание
тасхылов: Тасхылы – это сопки. Они густо заросли травой и цветами. На самых
высоких тасхылах лежит голубой нетронутый снег.
7. Вычленение из текста предложений по заданной
схеме:
________
_______ ________, а __
________ __________ _________ __________ __________ .
________
___ ________, чтобы ___ _____
_____ ___ _________ .
8. Нахождение
в тексте существительных, прилагательных, глаголов (или слов, обозначающих
предметы, признаки и действия)
9. Нахождение
в рассказе самого длинного слова или предложения.
Слово:
по 13 букв трехгодовалый, размахнувшись, от неожиданности
Предложение: по 15 слов
Большой и грузный, он вперевалку
ходит по тасхылу, ищет медвежью пучку и сладкие травяные коренья.
Ближе к осени, к заморозкам, комар
пропадает, и тогда звери спускаются вниз, в лесную чащобу.
10.
Нахождение
и чтение словосочетаний (сущ. + прилаг.; сущ. + гл.; местоим. + гл.; и другие.
Можно и наоборот (прилаг. + сущ.; гл. + сущ. и т.п.)
прилаг. + сущ. – человеческий рост,
лесные жители …
сущ. + гл. – медведь грабил, комар
пропадает и т.п.
гл. + сущ. - живут ветры,
появляются копанцы ,и др.
|