Персональный сайт
Покачаловой Марины Михайловны
КГБОУ "Бийская общеобразовательная
школа-интернат № 2 " г.Бийска Алтайского края

Суббота, 18.05.2024, 15:13

Приветствую Вас Гость

Главная » Статьи » Мои статьи

Виды работ с текстом на уроках чтения и развития речи

 

Виды работ с текстом на уроках чтения и развития речи

(мастер-класс)

 

1.     Чтение отрывка или предложения к рисунку.

 (Можно использовать иллюстрации не только, данные в учебнике, но и нарисованные специально к изучаемому произведению)

 

2.     Чтение самого красивого места в рассказе (или стихотворении): фраза, предложение или отрывок)

Можно спросить: – Чем понравился тебе этот отрывок?

 

3.     Чтение отрывка, к которому можно подобрать пословицу (пословицы могут быть заранее напечатаны и розданы учащимся – тогда получится индивидуальная работа).

 

4.     Нахождение предложения или отрывка, отражающего главную мысль рассказа.

 

5.     Чтение по цепочке текста, постановка вопроса к прочитанному предложению.

 

6.     Нахождение в тексте предложения или отрывка, который мог бы прочитать вот этот человечек (лица с разными эмоциями).

 

7.     Нахождение и чтение образных слов, описаний.

 

8.      Вычленение из текста предложений по заданной схеме:

Например, ____ _______ _______ и ______ ________ __________ .

______ ________ ________ ,потому что ________ _________ _________.

 

9.     Нахождение в тексте существительных, прилагательных, глаголов (или слов, обозначающих предметы, признаки и действия).

 

10.            Нахождение в рассказе самого длинного слова или предложения (развитие анилитико-синтетической деятельности).


11.            Нахождение и чтение словосочетаний (сущ. + прилаг.; сущ. + гл.; местоим. + гл.; и другие. Можно и наоборот (прилаг. + сущ.; гл. + сущ. И т.п.)

 

12.            Составление и чтение новых или трудночитаемых слов (на этапе словарной работы) из «осколочных частей» (сначала слово составляется и прочитывается по слогам,  а потом целиком).

 

13.            Использование «зашифрованных» заголовков:

- чтение заголовка справа-налево: УСЕЛ  В АМИЗ;

- угадать название, используя шифр (показать пример);

- составить заголовок из слов (один как играл с мальчик палкой)

Подбор другого заголовка к тексту.

 

14.            Использование тестов, кроссвордов, занимательных заданий.

 Большинство из используемых заданий не только помогает понять смысл произведения, но и развивает когнитивные функции, способствует мотивации к такому «нелюбимому» действию, как ЧТЕНИЕ.

 

Виды работ с текстом

на примере рассказа Ю. Качаева «Грабитель»

(6 класс, авторы-составители: И.М. Бгажнокова, Е.С. Погостина, с. 9)

1.     Чтение отрывка или предложения к рисунку (Двумя лапами он разодрал колоду…)

2.     Чтение самого красивого места в рассказе: (мне понравилось: На самых высоких тасхылах лежит голубой нетронутый снег. –летом снег)

3.     Чтение отрывка, к которому можно подобрать пословицу:

Пословица: Как потопаешь, так и полопаешь.

Отрывок: Хлопотунья-птица целый месяц запасала орехи…

Можно еще – пословица: На чужой каравай рот не разевай.

Отрывок: Я не выдержал и поднял ружье. – Эй, ты, бандит! А ну улепетывай отсюда!...

4.     Чтение по цепочке текста, постановка вопроса к прочитанному предложению.

- Какое стоит лето? Какого размера были папоротники? Что росло на выжженных полянах? И т.п.

5.     Нахождение в тексте предложения или отрывка, который мог бы прочитать вот этот человечек:

 Грусть: Бурундук сидел рядом на ветке и грустными глазами глядел на разбойника. Мне кажется, он даже плакал.

Радость: Грабитель заворчал и неохотно пошел в чащу…

6.     Нахождение и чтение образных слов, описаний, сравнений.

Звук был такой, будто он ударил по пустой бочке.

Описание тасхылов: Тасхылы – это сопки. Они густо заросли травой и цветами. На самых высоких тасхылах лежит голубой нетронутый снег.

7.      Вычленение из текста предложений по заданной схеме:

 ________ _______   ________, а __   ________   __________  _________ __________   __________ .

________  ___  ________, чтобы ___  _____  _____  ___  _________ .

 8.     Нахождение в тексте существительных, прилагательных, глаголов (или слов, обозначающих предметы, признаки и действия)

9.     Нахождение в рассказе самого длинного слова или предложения.

Слово: по 13 букв трехгодовалый, размахнувшись, от неожиданности

Предложение: по 15 слов

Большой и грузный, он вперевалку ходит по тасхылу, ищет медвежью пучку и сладкие травяные коренья.

Ближе к осени, к заморозкам, комар пропадает, и тогда звери спускаются вниз, в лесную чащобу.

10.                        Нахождение и чтение словосочетаний (сущ. + прилаг.; сущ. + гл.; местоим. + гл.; и другие. Можно и наоборот (прилаг. + сущ.; гл. + сущ. и т.п.)

прилаг. + сущ. – человеческий рост, лесные жители …

сущ. + гл. – медведь грабил, комар пропадает и т.п.

гл. + сущ. - живут ветры, появляются копанцы ,и др.

Категория: Мои статьи | Добавил: Marina (18.12.2012) | Автор: Покачалова Марина Михайловна E
Просмотров: 3477 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0