Создание
условий для социальной адаптации детей с выраженными нарушениями интеллекта в
КГБС(К)ОУ «Бийская специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа-интернат № 2 VIII
вида»
В статье представлен опыт работы с детьми,
имеющими выраженные интеллектуальные нарушения в условиях специальной (коррекционной)
школы VIII вида, раскрыты особенности организации
учебно-воспитательной деятельности для социальной адаптации данной группы
детей, выявлены трудности дальнейшей
социализации в регионе.
Гуманистические
и демократические тенденции в развитии специального образования в нашей стране
нашли выражение в совершенствовании помощи детям с ограниченными возможностями
здоровья, в том числе и детям с выраженными интеллектуальными нарушениями. В
крупных региональных центрах (Москва, Санкт-Петербург, Красноярск и др.) существуют
научные учреждения и специальные Центры, оказывающие помощь данной категории
детей [1]. Но в Алтайском крае эта
проблема стоит особенно остро.
На
основании Типового положение о специальном (коррекционном) образовательном
учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии и инструктивного письма Министерства
образования РФ от 26.12.2000г., с 01.09.2004 года на базе нашего учреждения был
открыт класс для детей с глубокой умственной отсталостью.
По
результатам обследований и наблюдений на
начало обучения у всех детей отмечалось
выраженное недоразвитие двигательной сферы, особенно затруднены
тонкие дифференцированные движения
пальцев рук, грубо нарушены все когнитивные функции. Нарушения речи носят системный характер. Речь 4 детей
была малопонятна для окружающих (выражена в виде отдельных слов, структурно
нарушенных, коротких аграмматичных фраз), двое детей были безречевыми (общались
жестами, произносили нечленораздельные звуки или звукосочетания).
Лишь двое ребят частично владели
элементарными санитарно-гигиеническими навыками и могли обслуживать себя.
Учащиеся требовали постоянного внимания и помощи со стороны
взрослых.
Исходя из вышеперечисленных
особенностей, были сформулированы цель и основные задачи работы с детьми данной
категории.
Цель: создание условий
для всестороннего развития личности каждого ребенка, имеющего выраженные
нарушения интеллектуального развития, а в конечном итоге – их социальная
адаптация.
Задачи:
- развивать все
психические функции и познавательную деятельность в процессе обучения;
- формировать
адекватное поведение;
- развивать
положительную эмоциональную контактность,
коммуникативные навыки;
- формировать
элементарные навыки самообслуживания;
- развивать
мелкую и общую моторику, корригировать недостатки двигательной сферы, укреплять
физическое здоровье;
- осуществлять
подготовку к овладению посильными видами труда;
- воспитывать
бытовую ориентацию, элементарную самостоятельность, способствовать социальной
адаптации и интеграции в общество.
В
течение всего периода коррекционной работы велось
психолого-медико-педагогическое сопровождение развития каждого ребенка. В конце
каждого учебного года педагоги результаты заносили в карту наблюдений. Переход
с уровня на уровень свидетельствует о качественном скачке в развитии ребенка.
Основываясь на исследованиях ведущих
специалистов в области специального образования лиц с интеллектуальными
нарушениями [1], главный акцент в учебно-воспитательном процессе был сделан
на овладение детьми навыками
самообслуживания, формирование навыков общения, трудовое воспитание в
постоянной продуктивной деятельности.
Трудовое обучение детей с выраженными
интеллектуальными нарушениями складывается из этапов:
1-4 классы -
предметно-практическая деятельность, ручной труд, конструирование;
5-9 классы – трудовое
обучение в производственных мастерских.
На протяжении
всех лет обучения программой предусмотрены специальные занятия
хозяйственно-бытовым трудом (в 1-4 классах по 2 часа, в 5-9 – по 3 часа в
неделю). На первых порах обучения большая роль отводится привитию навыков
самообслуживания и санитарно-гигиенических навыков. С 5 класса идут занятия по
бытовому труду: уборка жилых помещений, уход за мебелью, одеждой, обувью и т.п.
С 4 по 9 класс вводятся уроки бытовой ориентации (по
2 часа в неделю), на которых учащиеся знакомятся с видами и назначением
различных общественных организаций (аптеки, больницы, магазины, мастерские и
др.), совершенствуют бытовые навыки (уборка жилого помещения, приготовление
пищи и т.п.).
Для
данной группы учащихся в нашем учреждении трудовое обучение осуществляется в
мастерских по двум профилям: «швейное дело» и «уборщик служебных помещений,
дворник».
Весь
учебно-воспитательный процесс с детьми, имеющими выраженные интеллектуальные
нарушения, строится на основе наглядности и практической деятельности с реальными предметами, которые являются
ведущими средствами обучения данной категории детей. В начальном звене все
уроки и занятия проводились в игровой
форме с частой сменой видов
деятельности. В настоящее время (девятый год обучения) большинству учащихся
класса предлагаются задания для
самостоятельной работы, в практической деятельности закрепляются
формируемые умения и навыки.
По истечении девяти лет целенаправленного
специального коррекционно-развивающего обучения детей с выраженными нарушениями
интеллектуального развития можно отметить значительные положительные результаты
в развитии их личностных качеств и познавательной деятельности. Поведение всех
учащихся стало упорядоченным, они подчиняются принятым правилам и нормам
поведения в обществе, адекватно ведут себя в различных учебных и бытовых
ситуациях, самостоятельно добираются из дома до школы и обратно.
На
более высокий уровень поднялись коммуникативные навыки: подростки владеют
навыками пользования телефонами, компьютером, обмениваются информацией в
социальных сетях, могут поддержать беседу со сверстником или взрослым.
У
всех учащихся класса сформированы навыки чтения и письма. Они умеют
самостоятельно читать тексты разных жанров, отвечать на вопросы, передавать
содержание прочитанного, высказывать свое отношение к поступкам героев. Все
учащиеся научились писать свое имя и фамилию, домашний адрес, короткие письма.
Навык
счета в пределах тысячи сформирован у всех учащихся. Арифметические действия
большинство выполняет на наглядном материале. Подростки умеют обращаться с
деньгами различного достоинства, часто самостоятельно совершают покупки.
Основными
трудовыми навыками с учетом индивидуальных возможностей владеют все дети. Учащиеся одной подгруппы на
уроках швейного дела учатся вышивать, работать за швейной машиной. Учащиеся второй
подгруппы приобретают навыки практической работы уборщика и дворника: они делают влажную уборку помещений школы,
ухаживают за комнатными растениями, убирают территорию школьного двора.
Конечно, долгое время заниматься одним и тем же видом
деятельности дети не могут, у многих к тому же крайне слабое соматическое состояние.
Но все-таки, хочется отметить, что потенциальные возможности детей с выраженными интеллектуальными
нарушениями довольно значительны и любой ребенок, глубоко умственно отсталый
или с комплексными нарушениями, должен быть оптимально развитой личностью, способной
к адекватному вхождению в общественную среду.
В нашем регионе, к сожалению, главные проблемы
в социализации детей, имеющих выраженные интеллектуальные нарушения, так и остаются
нерешенными:
1.
Для данной категории детей нет специальных дошкольных учреждений.
2.
Остро встает вопрос дальнейшего профессионального обучения и трудоустройства
выпускников в специально созданных (защищенных) условиях.
Литература:
1.
Маллер,
А.Р., Цикото, Г.В. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной
недостаточностью [Текст]: / А.Р.Маллер, Г.В. Цикото.
- М.: Издательский центр «Академия»,
2003.- 208 с.
|